На Северном Кавказе расположено много природных, исторических и культурных объектов. Какие-то из них известны далеко за пределами округа, а о каких-то не слышали даже местные жители. Межрегиональный центр общественных инициатив «Северный Кавказ» в партнерстве с компанией «Медиалогия» провел исследование упоминаемости локальных туристических брендов субъектов СКФО. По мнению обозревателя «Вестника», его результаты представляют большой интерес не только для обывателей, но и для профессионалов, занимающихся продвижением турпродуктов. С этого номера наш журнал начинает цикл публикаций, посвященных самым часто упоминаемым брендам каждого из семи регионов округа. Первый материал — про бренды Ставропольского края.

На Северном Кавказе расположено много природных, исторических и культурных объектов. Какие-то из них известны далеко за пределами округа, а о каких-то не слышали даже местные жители. Межрегиональный центр общественных инициатив «Северный Кавказ» в партнерстве с компанией «Медиалогия» провел исследование упоминаемости локальных туристических брендов субъектов СКФО. По мнению обозревателя «Вестника», его результаты представляют большой интерес не только для обывателей, но и для профессионалов, занимающихся продвижением турпродуктов. С этого номера наш журнал начинает цикл публикаций, посвященных самым часто упоминаемым брендам каждого из семи регионов округа. Первый материал — про бренды Ставропольского края.

1. Кавказские Минеральные Воды
Крупнейший и один из старейших курортов России. Официальная его история ведет отсчет с 24 апреля 1803 года, когда царь Александр I подписал знаменитый рескрипт «О признании государственного значения Кавказских Минеральных Вод и необходимости их устройства». Сегодня особо охраняемый эколого-курортный регион КМВ занимает более 500 тыс. га (5,3 тыс. кв. км) и расположен на территории трех субъектов: Ставропольского края (58% от общей площади), Кабардино-Балкарии (9%) и Карачаево-Черкесии (33%). Включает в себя города Кисловодск, Ессентуки, Пятигорск, Железноводск, Лермонтов, Минеральные Воды, Георгиевск, а также Предгорный, Минераловодский и Георгиевский районы.

В КМВ выявлено около 130 минеральных источников 12 типов. По составу и качеству климато-бальнеологических ресурсов регион не имеет аналогов на Евро-Азиатском континенте. Его здравницы специализируются на лечении десятков заболеваний и способны принимать одновременно свыше 40 тыс. человек.
Основные достоинства местного климата связаны с большим числом солнечных дней. Здесь сравнительно сухо, сюда не доходят влажные воздушные массы с Черного моря. Тут часты штили, особенно в Кисловодской котловине зимой. Средняя температура января в Пятигорске –4,0°C, в Кисловодске –3,9°. Температура июля — соответственно +22° и +19°.

У многих россиян (и не только) Кавминводы ассоциируются с литературными и кинообразами. Александр Пушкин описал эти места в «Кавказском пленнике», а Михаил Лермонтов — в «Герое нашего времени». Остап Бендер собирал плату за вход в Провал, а Киса Воробьянинов просил милостыню в пятигорском парке «Цветник»...

Кисловодск.jpg

2. Кисловодский национальный парк
Самый большой парк в Европе: занимает площадь 966 га. По размерам превосходит Ричмонд-парк в Великобритании (955 га) и парк Версальского дворца во Франции (800 га). Работы по его устройству начались в 1823 году по приказу генерала Алексея Ермолова. Для того чтобы можно было посадить деревья, на каменистые берега Ольховки завозили плодородный чернозем.

После назначения в 1845 году князя Михаила Воронцова наместником Кавказа развитие парка продолжилось. Из крымских владений Воронцова сюда доставляли лучшие сорта огородных и цветочных семян, саженцев деревьев и кустарников. Привозили растения из Тифлиса и Риги, Западной Украины и Северного Кавказа.
В 1901 году в Кисловодском парке впервые в России проложили маршрут для лечебной ходьбы — терренкур. Позднее создали шесть основных маршрутов терренкура различной протяженности — от 1700 до 6000 м, которые используются и по сей день.

Михаил Лермонтов в повести «Княжна Мери» так писал о Кисловодском парке: «Здесь все дышит уединением, здесь все таинственно — и густые сени липовых аллей, склоняющихся над потоком, который с шумом и пеною, падая с плиты на плиту, прорезывает себе путь между зеленеющими горами».
В 2016 году Кисловодский национальный парк получил федеральный статус. По утверждению ученых, он обладает «несметными природными богатствами»: около 250 древесных пород, 900 травянистых растений, 217 видов птиц, 39 видов млекопитающих, пять видов амфибий, девять видов рептилий.
Парк может похвастаться целой россыпью природных памятников, создающих уникальный ландшафт. В его архитектуру органично вписываются живописные скалы — Красные и Серые камни, откуда открывается восхитительная панорама на город. Сердце парка — Долина роз.

Кисловодск.jpg

3. Главные нарзанные ванны
Памятник архитектуры федерального значения, расположенный в историческом центре Кисловодска на Курортном бульваре. История его строительства началась в 1898 году, когда рядом с Нарзанной галереей были устроены ванные комнаты. А в связи с увеличением числа посетителей курортов Кавказских Минеральных Вод и повышенным интересом публики к гидропатии возникла потребность в возведении нового капитального здания для нарзанных ванн.
В 1901 году архитектор при Управлении Кавминвод Андрей Клепинин разработал проект, совмещавший в двухэтажном здании на Тополевой аллее Нарзанные ванны на 38 кабин на нижнем этаже и гидропатическое заведение — на верхнем. Здание возводилось в центре узкого казенного участка шириной 75 метров, между правым берегом реки Ольховки и Тополиной аллеей, на пересечении с Вокзальной улицей. Место было выбрано не случайно: на участке всего лишь на шестиметровой глубине протекала «нарзанная река».

Восточный стиль нового ванного здания в Кисловодске Клепинин определил уже при первых вариантах проекта. Но подлинный самобытный облик сооружение стало обретать, когда к оформлению фасадов был привлечен скульптор Людвиг Шодкий. В данном случае восточный стиль использовал архитектурные и декоративные мотивы зодчества Индии, арабской и исламской архитектуры. Он придает зданию пышность восточного дворца, формирует самобытный силуэт, соединяется с богатым оригинальным колористическим решением и удачным сочетанием фактур материалов.
Желтый кирпич стен соседствует с блистающей майоликой, строгие профили цокольных поясов — со скальной фактурой цокольных облицовочных блоков, экспрессия орнаментов и скульптурных форм пирамидальных завершений — с протяженными свесами карнизов.

4. Нарзанная галерея Кисловодска
Памятник архитектуры XIX века, расположен в курортном парке Кисловодска. Первый каптаж, созданный вокруг источника Нарзана, представлял собой деревянный колодец с оградой вокруг. Он был построен в 1823 году и просуществовал около 30 лет.
Позднее для строительства Нарзанной галереи граф Михаил Воронцов пригласил английского архитектора Самуила Уптона. По его замыслу здание должно было объединить под одной крышей источник, галерею и купальни. В 1851 году на месте прежнего деревянного каптажа Уптон создал новый каменный бассейн. Галерея была возведена в стиле готического романтизма и по своей форме напоминала замочную скважину, в центре которой расположился ключ — источник Нарзана. Фасады здания украшены арками и пирамидальными башенками.

Строительство объекта завершилось в 1853 году. А в 1893-м почва и пол галереи с юго-восточной стороны провалились. Потребовалась реконструкция. В мае 1894 года закончилось возведение нового каменного каптажа, который приобрел форму восьмиугольника с беломраморной внешней отделкой. Вокруг была сделана мраморная траншея, а в стенках колодца — краны в виде львиных голов, расположенные ниже его уровня для забора воды.
Однако спустя несколько лет стали очевидными погрешности в устройстве каптажа. В результате сильного наводнения в мае 1903 года он был сильно поврежден...
В марте 1908 года из Кронштадта вызвали водолазов, которые тщательно исследовали дно колодца. В месте утечки колодец обнесли кольцом из глины и бетона, внешний вид каптажа при этом не изменился. В мае 1908 года заменили стеклянный колпак над источником. В таком виде каптаж сохранился до наших дней.

Топ-10 локальных туристических брендов Ставрополья.jpg

5. Эолова арфа
Беседка «Эолова арфа» строилась с 1830-го по октябрь 1831 года по проекту Джузеппе Бернардацци на самой высокой точке Михайловского отрога горы Машук. Прообразом был павильон «Храм Эола» английского архитектора Уильяма Чемберса, возведенный в парке Кью под Лондоном.
Изначально под куполом беседки планировалось поставить статую Эола, но благодаря инициативе главного курортного доктора Федора Конради решили установить эолову арфу, ставшую очень популярной в Европе. По убеждению Конради, прекрасные звуки, издаваемые арфой, должны были благотворно влиять на душевное состояние гостей курорта. Эолова арфа не требует участия музыканта, звуки извлекаются из нее с помощью ветра. Сильный ветер заставляет играть более низкие, толстые струны, слабый — высокие, а замолкает арфа только в полный штиль.
В лермонтовской «Княжне Мери» есть строки: «На крутой скале, где построен павильон, называемой эоловой арфой, торчали любители видов и наводили телескоп на Эльбрус». Композитор Сергей Рахманинов признавался: «Я люблю здесь бывать и слушать печальный плач эоловой арфы над покинутым приютом вдохновения».
Несмотря на профилактические работы, за 30 лет использования инструмент окончательно вышел из строя. Только в 1890-х в теплое время года на куполе беседки стали устанавливать эолову арфу упрощенной конструкции.
Капитальный ремонт беседки провели лишь в 1950 году. В 1972-м появилась электронная версия эоловой арфы — уникальное электромеханическое музыкальное устройство, управляемое ветром. Оно проработало 20 лет... С 2008 года в беседке работает обычная аудиосистема, воспроизводящая характерную музыку в любую погоду, независимо от ветра.

6 Татарское городище
Крупнейший археологический памятник не только Ставрополья, но и всего Предкавказья. Здесь на площади около 200 га под землей сохранились склепы и крепости древнего города, чье название ученым еще предстоит выяснить. Некоторые из построек находятся на поверхности, а кроме того, местность славится живописными скалами, гротами, родниками, водопадами и редкими растениями.

Городище похоже на многослойный торт: тут остались следы людей, живших на протяжении четырех исторических периодов — кобанского, скифского, сарматского и хазарского — с VIII века до н.э. по X век н.э. Историки полагают, что своего расцвета город достиг в эпоху Хазарского государства в VIII-X веках. Существует ряд средневековых источников, благодаря которым можно предполагать, что он являлся центром одного из девяти климатов (областей) Хазарского каганата.
Название «Татарское городище» встречается на картах Ставрополя, датированных еще концом XVIII века. Когда на нынешние cтавропольские земли пришли русские, всех коренных жителей разных национальностей они собирательно называли «татарами». Отсюда и Татарский лес, и село Татарка.

Впервые научное внимание на древнее поселение обратил в начале XX века краевед Григорий Прозрителев. Однако настоящее изучение городища началось только в 1992 году. Во время раскопок было обнаружено множество украшений, предметов обихода, амфор и другой античной керамики, что говорит о связи городища с античными центрами. Ученые нашли также остатки древних могильников и других сооружений. Но большинство их спрятаны под землей, и благодаря необычному рельефу можно предполагать, где находились дольмены, башни, цитадели, дороги.

Топ-10 локальных туристических брендов Ставрополья.jpg

7. Грот Дианы
Расположен в парке Цветник Пятигорска. Спроектирован был зодчим Джузеппе Бернардацци весной 1830 года, а окончательно отделан к лету 1831-го. Чуть позже грот назвали именем Дианы, покровительницы охоты в древнеримской мифологии. Согласно древним мифам, богиня Диана предпочитала в жаркие дни после купания отдыхать в тенистых гротах.
Грот представляет собой искусственно высеченную в скале пещеру на северном склоне горы Горячей, украшенную колоннами из тесаного камня. Сводчатый грот с тремя входами был сложен из пепельного туфа. Главный вход, подобный триумфальной арке, украшен двумя дорическими колоннами из светлого машукского камня. Пол вымощен тесаными плитами. У внутренней стены, облицованной готической плиткой, на кронштейнах укреплена полукруглая скамья из шлифованных плит. В середине на пьедестале — стол из полированного камня.
Перед гротом сделали полукруглую площадку и разбили Ермоловскую аллею, идущую от главного бульвара до верхних Ермоловских ванн. Аллею обсадили белыми акациями и кустами роз и оградили деревянным барьером.

Грот Дианы связан с именем Михаила Лермонтова, который не раз бывал здесь. За неделю до гибели, вечером 8 (20) июля 1841 года, поэт и его друзья устроили по подписке в честь дам сельский бал (bal champetre) перед гротом, украшенным зеленью, коврами и цветными фонариками. Военный оркестр располагался над гротом.
В конце 1860-х над гротом соорудили ледник в виде круглой башни с конической крышей, где держали лед для казенного ресторана в Цветнике. Летом 1877 года купец Иван Иконников открыл в гроте продажу холодного пива, которое поступало из ледника над гротом. В 1889 году архитектор Александр Кочетов произвел капитальный ремонт грота и ледника.

Топ-10 локальных туристических брендов Ставрополья.jpg

8. Место дуэли Лермонтова
15 (27) июля 1841 года состоялась дуэль Михаила Лермонтова с Николаем Мартыновым. Местом ее проведения выбрали небольшую поляну в четырех верстах от Пятигорска у дороги, ведущей в Николаевскую колонию. Поэт был убит выстрелом в грудь навылет.
На месте дуэли в разные периоды появлялись временные памятники. В 1913 году, к 100-летию со дня рождения Лермонтова, было решено установить постоянный монумент. Автором проекта стал скульптор Борис Микешин. Но он не успел завершить работу к намеченной дате — 12 июля 1914 года, так как был занят созданием памятника Михаилу Юрьевичу в Санкт-Петербурге. Ограду вокруг памятника спроектировали петербургские скульпторы Леопольд Дитрих и Василий Козлов. Однако особых торжеств по случаю открытия не устраивали, поскольку шла Первая мировая война.

Обелиск изготовлен из кисловодского доломита и имеет классическую пирамидальную форму. В центре, в круглой нише, установлен бронзовый бюст Лермонтова в форме офицера Тенгинского пехотного полка. Под нишей начертаны имя поэта и годы его жизни. Обелиск окружен квадратной оградой из тяжелых металлических цепей. По всем сторонам ограды расположены бетонные столбики с округлыми кончиками. Существует мнение, что форма столбиков символизирует пули, хотя на самом деле во времена Михаила Юрьевича пистолетные пули имели вид шариков. На каждом из четырех углов ограды восседают бетонные грифы.
В конце 50-х — начале 60-х годов XX века, когда Пятигорск быстро расширялся, место дуэли великого поэта вошло в городскую черту. Оно расположено в нескольких сотнях метров от железнодорожной станции Лермонтовская (микрорайон Белая Ромашка).

Топ-10 локальных туристических брендов Ставрополья.jpg

9. Государственный музей-заповедник им. М. Ю. Лермонтова
Литературно-мемориальный музейный комплекс в Пятигорске, созданный на территории усадьбы Усманова, где провел последние месяцы жизни Михаил Лермонтов и куда было доставлено его тело после дуэли. Первый музей поэта. Имеет статус исторического памятника федерального значения.
В 1884 году драматург Александр Островский стал инициатором появления на доме мемориальной доски с надписью: «Домъ, въ которомъ жилъ поэтъ М. Ю. Лермонтовъ». В 1908 году в прессе был поднят вопрос о выкупе дома у Павла Георгиевского. В результате благодаря вмешательству Академии наук Пятигорская городская дума вынесла постановление о приобретении домика. В 1912 году Кавказское горное общество выкупило его за 15 тыс. рублей и в годовщину гибели поэта, 15 (27) июля 1912 года, открыло музей.
Первые подлинные экспонаты в коллекцию музея передала троюродная племянница Михаила Лермонтова Евгения Шан-Гирей. Это были письменный стол и кресло, привезенные из Петербурга и принадлежавшие великому поэту.

В 1922 году музей национализировали. В 1946 году к нему присоединили дом Верзилиных, где часто бывал Михаил Юрьевич и где он вызвал на дуэль Николая Мартынова. В 1964-1967 годах в доме-музее провели реставрацию, вернув «Домику Лермонтова» первоначальный вид.
В июне 1973 года музей «Домик Лермонтова» был преобразован в Государственный музей-заповедник М. Ю. Лермонтова. Его центром стал мемориальный лермонтовский квартал, расположенный в исторической части Пятигорска. В феврале 1979 года в реставрированной усадьбе Усманова открылась новая экспозиция «Лермонтов в изобразительном искусстве».

Топ-10 локальных туристических брендов Ставрополья.jpg

10. Пятигорский трамвай
В 1903 году, когда в Пятигорске запускали трамваи, жители Санкт-Петербурга еще пользовались конкой. Так, пятигорский трамвай стал одним из старейших в России. Также он был и остается одним из немногих узкоколейных трамваев. До сих пор такого расстояния между рельсами — всего 1000 мм — нет ни в одном городе нашей страны, кроме Калининграда.
Запуск трамвайной линии оказался столь значительным событием, что его приурочили к 100-летию курортов Кавминвод, а на пробное открытие прибыл его высочество принц Александр Петрович Ольденбургский.

Перед началом Великой Отечественной войны подвижной состав состоял из 28 моторных и 12 прицепных вагонов, восьми грузовых платформ и двух электровозов. За 1940 год пятигорские трамваи перевезли более 26 млн пассажиров при численности населения города в 60 тыс. человек.
В период оккупации Пятигорска предприятие закрыли, многих его рабочих призвали в ряды Красной Армии. Трамвайное хозяйство подверглось сильнейшему разрушению: службы, депо, пути, воздушная сеть, подстанции были подорваны. По этой причине после ВОВ трамвай хотели убрать и заменить троллейбусом, но потом изменили решение. Тем более что восстановительные работы начались уже после ухода немцев из города.