История человечества неразрывно связана с водой. Испокон веков человек селился поближе к рекам и озерам. Неудивительно поэтому, что на рабочем столе Заура Сакания, генерального директора-учредителя ООО «Минеральные воды Абхазии», лежит книга «История Абхазии». Впрочем, если вдуматься, история самого предприятия ничуть не менее увлекательна. Толковый сценарист может сделать из нее неплохой блокбастер.

ООО «Минеральные воды Абхазии» ведет свою историю еще с советских времен, когда оно было консервным комбинатом. В каждом районе Абхазии в то время существовали консервные заводы. А сухумский комбинат был головным. За прошедшие десятилетия предприятие сменило несколько названий. В 90-е годы прошлого столетия, незадолго до военного конфликта, оно носило название «Сухумский консервный завод», выпускавший до 70 видов продукции. Сухумский мандариновый джем, соки, повидло, компоты были известны по всему Советскому Союзу. А Дальний Восток до сих пор должен помнить компоты, которые Сухум выпускал для этого региона.
После грузино-абхазской войны завод был фактически полностью разрушен. Заур Сакания вспоминает, как вместе со своим коллегой Астамуром Озари-Ипа восстанавливал предприятие с нуля. Надо было обладать незаурядным характером, чтобы умудриться в тех условиях наладить производство. Напомним, что в этот период мужское население не имело права выезжать с территории республики. Как два энтузиаста умудрились выпустить первую партию инжирового джема и алычового варенья, да еще и передать его за границу, можно только предполагать. Здесь еще надо учесть, что в Абхазии делать хорошие консервы умеет каждая хозяйка. А значит, конкуренция просто сумасшедшая. Именно поэтому Заур Сакания решил сосредоточиться на выпуске безалкогольной продукции.

Минеральные воды Абхазии.jpg

Теперь представьте ситуацию. Чтобы завезти из России в Абхазию самые обычные этикетки, в 90-е годы ему приходилось сутками стоять на границе. Ведь ни ПЭТ-тара, ни этикетки, ни другие необходимые для производства ингредиенты в Абхазии отсутствовали. Полагаться приходилось только на свои силы.
Еще одна интересная страница в истории предприятия — как исследовался химический состав минеральных вод. Заур Сакания вспоминает, как заходил в российские супермаркеты, покупал там различные газированные напитки, а потом скрупулезно изучал все данные, указанные на этикетках.
Учиться производству приходилось с колес в буквальном смысле этого слова. Заур Сакания объездил фактически все заводы юга России, производящие газировку. И из каждой такой поездки привозил новые знания, которые потом старался внедрить в Сухуме.

Первая партия возрожденного предприятия составила двести бутылок. Напитки разливались чуть ли не вручную. Чтобы был понятен весь титанический труд коллектива: сегодня в одну смену выпускается от 30 до 50 тонн продукции. Это около 80 тыс. бутылок. А начиналось все со скромных партий.
Под локтем у гендиректора лежит буклет, представляющий напитки комбината. Здесь и «Тархун», и «Груша», и «Мохито», и «Клубника», и «Айва» — всего 17 видов продукции только в стекле. Напитки выпускаются в разных объемах: 0,5 л, 0,6 л, 1,5 л — более 30 видов. Естественно, предприятие уделяет внимание и 19-литровым бутылкам, куда разливается чистейшая абхазская вода. Кстати, она немного непривычна для жителей российских мегаполисов: сложно представить, что у нее действительно может быть вкус. Так вот, абхазская вода — очень вкусная. Это и понятно. Здесь фактически нет вредных производств. Заур Сакания с особой гордостью говорит о минеральной воде «Ауадхара» и питьевой воде «Сухумский родник».
Это только людям, сильно далеким от выпуска воды, кажется, что она везде одинаковая. Формулы Н2О никто не отменял. Но это не так. Заур Сакания рассказывает, что розлив обычной питьевой воды в 10 раз сложнее, чем того же «Тархуна».

«Вода, как малое дитя: она абсолютно не защищена, — приводит удачную метафору директор «Минеральных вод Абхазии». — Вот посмотрите на грушевый лимонад. В нем есть сахарный сироп, лимонная кислота и консерванты, защищающие продукцию от вредных микроорганизмов. А качество обычной минеральной и питьевой воды зависит от ее обработки. Мы обязательно озонируем воду, даже несмотря на то, что в Абхазии она очень высокого качества. Когда прибывает партия из источника, мы никогда не пускаем ее сразу на переработку. Мы не случайно говорим, что вода — живая. Когда ее только привезли, она находится в возбужденном состоянии. Пока она не «успокоится», не отстоится, мы ее не пускаем на переработку. Затем мы ее озонируем, уничтожая те микроорганизмы, которые отрицательно действуют на жизнедеятельность человека, сохраняя при этом все полезные элементы. Затем мы ее фильтруем, ведь все воды в своем составе имеют известь.
Зауру Сакания пришлось осваивать еще несколько смежных профессий. Иначе предприятие было не поднять. Сегодня, глядя на современный конвейер, работающий на заводе и выдувающий разнообразную пластиковую тару, тяжело представить, что все начиналось с одного выдувного станка. А сейчас предприятие занимает первое место в республике по выпуску пластиковой тары. Причем эта линия полностью автоматизирована.

Минеральные воды Абхазии.jpg

Во время интервью гендиректор предприятия неоднократно повторяет слово «качество». Глядя на процесс работы завода, понимаешь, почему для Заура Сакания это так важно. Рядом с его рабочим столом — большой экран, куда выводится информация с камер наблюдения. Заур Сакания внимательно следит, чтобы все работники были одеты в халаты, а в цехах царил идеальный порядок. Это то, что поражает посетителей, когда они переступают порог цеха: чисто, как в операционной. С момента попадания воды на предприятия и до ее розлива в бутылки она никогда не соприкасается с простым металлом — это тоже очень важно для продукции.
По современным требованиям минеральную воду можно восстанавливать. Если срок хранения обычной воды — год, то в случае с восстановленной водой он уменьшается на 50%. Поэтому на этикетке необходимо указывать эту информацию. Увы, далеко не все производители соблюдают эти условия. А Заур Сакания может подписаться под каждой бутылкой, выпускаемой «Минеральными водами Абхазии», и твердо сказать: качество гарантировано.

Кроме того, для него важно, чтобы сотрудники предприятия постоянно повышали квалификацию. Они проходят стажировку на различных передовых производствах, в том числе за рубежом. И это идет только на пользу продукции, которая разливается в бутылки, где стоит лейбл «Минеральные воды Абхазии».

— Пожалуй, самый сложный вопрос для вас: насколько тяжело выдерживать конкуренцию с российскими производителями?
— Проблема действительно сложная. Таможенные пошлины очень сильно бьют по конечной цене. Пока бутылка доберется от предприятия до полки магазина, ее стоимость может вырасти почти в 3 раза. Можно ли решить этот вопрос? Наверное. Но для этого требуется политическое решение на самом высоком уровне. Пока мы можем только повторять: никогда не экономьте на качестве воды. В конце концов это ваше здоровье. И если вам в руки попалась наша продукция — берите ее смело. Уверяю вас, вы не пожалеете о своей покупке.