Приуроченная к 160-летию появления самого понятия Северного Кавказа как единого территориального пространства, сессия собрала представителей Совета Федерации, Государственной думы, Правительства РФ, субъектов СКФО, контрольно-счетных органов и внешних экспертов. Участники дискуссии сошлись во мнении о значимости этого макрорегиона для России и высказались о необходимости разработки для него новой стратегии развития с учетом современных вызовов.
   
«Обеспечение экономической стабильности на Северном Кавказе — важная часть совершенствования государственной политики России. СКФО — уникальный историко-культурный регион, обладающий большим экономическим потенциалом и рядом конкурентных преимуществ, в том числе по демографическому ресурсу и климатическим условиям. Еще в 2013 году на заседании Совета безопасности президент отметил многоплановость проблем Северного Кавказа и поставил задачу основательного ресурсного обеспечения и жесткого контроля за расходованием средств на его территории. Мы решили объединить усилия для эффективного достижения поставленной цели», — заявил председатель Счетной палаты России Алексей Кудрин.

счетная палата.jpg

Как показали результаты проведенной Палатой оценки, за последние пять лет на решение социально-экономических задач Северному Кавказу было направлено свыше 2 трлн рублей, из них более 60% — средства федерального бюджета. В 2019 году только на реализацию национальных проектов в СКФО перечислено свыше 70 млрд рублей, на реализацию государственных программ — 200 млрд. За десять лет инвестиции в основной капитал макрорегиона увеличились более чем вдвое и составили 550 млрд рублей.

Однако Северный Кавказ по-прежнему отстает в таких показателях, как индекс промышленного производства, ВРП на душу населения, темпы роста жилищного строительства, уровень безработицы и темпы роста реальных денежных доходов. Численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума в округе значительно выше среднероссийских цифр.

В 2018 году Счетная палата провела проверку незавершенного строительства в СКФО. По ее итогам в округе был принят комплексный план по сокращению недостроев.
«В 2019 году мы проанализировали его исполнение. Работа активизировалась. По сравнению с 2017 годом общий объем незавершенного строительства на Северном Кавказе сократился на 571 объект, а объем вложений в «незавершенку» — почти на 28 млрд рублей. Но принимаемых мер пока недостаточно. Каждый пятый объект в СКФО проблемный, а каждый третий рубль вложен безрезультатно», — прокомментировала аудитор Счетной палаты Светлана Орлова.
Она обратила внимание на то, что за последние пять лет число субъектов малого и среднего предпринимательства на Северном Кавказе увеличилось на 6%. Тем не менее в округе необходимо предпринять «серьезные шаги по снижению доли теневой экономики и легализации трудовых доходов». Импульс экономическому росту СКФО, по мнению аудитора, может дать развитие городских агломераций. «Сейчас локомотивом всей мировой экономики выступают крупные города и агломерации. Центры экономической конкуренции за региональные ресурсы также смещаются в агломерации. Поэтому развитие агломераций может стать драйвером экономического роста за счет концентрации производственных и трудовых ресурсов», — полагает Орлова.

По оценке полномочного представителя президента России на Северном Кавказе Юрия Чайки, за предыдущие годы многое сделано для повышения уровня жизни населения округа, активно решались вопросы в сферах образования, здравоохранения, социальной защиты граждан. Укреплялся имидж СКФО как стабильного и безопасного макрорегиона. Отдельные показатели развития территории демонстрируют положительную динамику, но в целом они существенно отстают от среднероссийских.
«К системным проблемам Северного Кавказа относятся безработица (более 11%, в РФ — 4,6%) и низкий уровень доходов населения (68% от средних по стране). Так, например, среднемесячная заработная плата в СКФО составляет 61% от среднероссийской, при этом сохраняется высокий уровень задолженности по зарплате — более 300 млн рублей. В социальной сфере существуют проблемы оснащения медицинских учреждений современной техникой и лекарственного обеспечения льготных категорий населения, не хватает мест в детских садах, а в ряде субъектов образовательный процесс ведется в три смены», — констатировал Чайка.
Для решения этих проблем в округе в рамках национальных проектов реализуются региональные проекты, результаты которых уже сегодня могут оценить граждане. «Многое еще предстоит сделать, но без четкого понимания целей и задач на каждом направлении и в каждой сфере деятельности поступательного развития не будет», — выразил уверенность полпред.

По наблюдению заместителя председателя правительства России — полномочного представителя президента на Дальнем Востоке Юрия Трутнева, Северный Кавказ — «это прекрасный регион с достаточно низким уровнем жизни». «Надо понять, что необходимо сделать, чтобы люди жили лучше, чтобы были выше их доходы, чтобы раскрывался потенциал экономики. Ответ очевиден — привлекать инвестиции. Только за счет бюджетных денег мы результата не достигнем», — отметил Трутнев.
Он высказался за пересмотр государственной программы развития Северного Кавказа, утвержденной в 2012 году и рассчитанной на период до 2025-го. Ее основными целями были названы стимулирование инвестиционной активности и привлечение капитала в экономику СКФО, создание современной туристической инфраструктуры, снижение безработицы, модернизация школ, детских садов, больниц и других социальных объектов. В течение ближайших трех лет на реализацию госпрограммы планируется направить более 40 млрд рублей.
«Уверен, программу надо пересматривать. Последние десять лет практически не осуществляется совершенствование законодательной базы развития — никаких новых законов не возникает», — заявил вице-премьер.

Однако до разработки новой стратегии требуется сформировать эффективную систему мер государственной поддержки. «Когда эти меры начнут работать, мы сможем увидеть, какие направления нужно поддержать, на что следует обратить особое внимание. Первичный анализ мы уже начали. Очевидно, что работы предстоит много. Применяемые меры государственной поддержки Северного Кавказа фрагментарны, на ситуацию в целом они не влияют, не создают условий для привлечения частных инвестиций, а скорее государство пытается их подменить. Это невозможная модель. Так работать ничего не сможет. Пока мультипликатор — соотношение вложенных государственных средств и привлеченных частных инвестиций — один к одному. Этого недостаточно», — дал оценку Юрий Трутнев.
С ним согласен Алексей Кудрин. «Существу-ющая стратегия развития Северного Кавказа безвозвратно устарела, — сказал он. — Мы ждем, что будет разработана новая, более совершенная. Она должна базироваться на достижении целей национальных программ на территории округа. Это хорошая база, чтобы ее сформировать. Тем самым она облегчит выполнение задач развития СКФО по ключевым показателям не ниже средних по России».

По мнению Юрия Чайки, стратегическая сессия стала «образцом межведомственного взаимодействия при решении вопросов социально-экономического развития регионов, образцом работы в единой сплоченной команде». «Этот перспективный формат работы мы будем использовать при перезапуске работы координационно-совещательных органов округа, — сообщил полпред. — Хочу порекомендовать и главам субъектов применять его в работе по ключевым вопросам развития».