Насколько благоустроен и безопасен регион сегодня? На какую целевую аудиторию следует направлять пиар? И, главное, что именно нужно сделать, чтобы повысить привлекательность территории для путешественников? Эти вопросы «Вестник» задал Александру Макляровскому — руководителю департамента приема зарубежных туристов крупнейшего туроператора России — компании «КМП групп».

Александр Макляровский.jpg

По зову крови
— Следует разделять туризм въездной и внутренний. Чтобы туристы из других государств приезжали в какой-либо регион, город, пещеру, музей и т.д., нужно, чтобы этот объект был всемирно известен, чтобы люди с детства слышали его название, читали о нем в произведениях, — за этим отправятся в любую точку земли.
Следующий момент — инфраструктура. Как добраться на Кавказ из Европы? Прямых рейсов нет, и самостоятельно подобрать маршрут проблематично. Поэтому не думаю, что в СКФО стоит ждать наплыва иностранцев.
Между тем внутрироссийский туризм при 150 млн населения не менее глобален, чем внешний. Северный Кавказ бесконечно интересен для соотечественников: это и Пушкин, и Лермонтов, и Толстой, и природа, и горы, и история. Немаловажно, что отдых здесь намного дешевле любой заграницы. Так что если инфраструктура, построенная в СКФО, будет доступна и по качеству не хуже европейской, регион обречен на успех. Думаю, ему надо брать пример с тех территорий, где уже довольно неплохо налажена туристическая сфера, например с Москвы, Санкт-Петербурга. Ну и, возможно, с некоторых арабских стран.
Помимо горнолыжного спорта русские едут на Кавказ за альпинизмом, прекрасной природой, самобытностью. Я думаю, у русского человека, где бы он ни жил, вообще в крови стремление побывать здесь. Для нас Кавказ даже более значим, чем Крым, учитывая, что его вхождение в состав Российский империи было очень непростым.

В погоне за солнцем
— Туризм — это не лакированная картинка про кругосветное путешествие, которое показывают по телевизору. Это огромные массы людей, которые перемещаются по миру. Из одного только Китая выезжает более 100 млн человек — количество, сопоставимое со всем работоспособным населением России! А для Поднебесной — только 5% населения. Чувствуете потенциал?
Кстати, именно для китайцев Северный Кавказ мог бы оказаться наиболее интересным. Каждый день работающих горожан в КНР (а именно они составляют основу турпотока) очень сложен: пробки, многократно превышающие московские, часовые очереди в транспорт и т.д. Поэтому у китайцев несколько иная философия туризма — желание не приехать в какую-то страну, а выехать из своей собственной. Для них важно сменить обстановку, но при этом большую роль играет экологическая составляющая — из-за дефицита, особенно в крупных городах, пространства, воздуха, солнца, чистого неба.
Однако для того чтобы привлечь иностранцев на Северный Кавказ, необходимо приложить усилия: показывать, продвигать, убеждать… Нужны энтузиасты, которые расскажут, как здорово тут можно провести время на водопадах и в ущельях, сплавиться по реке и т.д.

туризм.jpg

Приятное с полезным
— Очень важный фактор для повышения туристической привлекательности — насколько местное население радо видеть путешественников. Большинство туристов не хотят ничего туристического — для них важны аутентичность, жизнь людей без прикрас. Никому не нужен танец от артистов дворца культуры — гораздо интереснее посмотреть, как местные танцуют на своем сельском празднике, в своем кругу, со своими обрядами и традициями. Лубочные ярмарки тоже не привлекают, в отличие от местных рынков.
Недавно я был в одном городке на севере Испании. На три дня в году почти все его жители переодеваются в средневековые одежды. Причем это не маскарадные костюмы, не парадные платья, а обычная одежда, точная копия той, которую носили их предки в XV-XVII веках. Кстати, и сам праздник существует уже порядка двух столетий. На местном «средневековом» рынке продают обычные фермерские товары: сыры, колбасы, изделия из серебра, блюда традиционной кухни и т.д.
Чуть дальше, в горах, нам встретилась необычная деревушка, которая носит статус самой красивой деревни региона. Там порядка 200 домов, но постоянно проживают 5-10 семей. Остальные здания используются под летние резиденции, дачи.
Все дома — каменные, сохранились с XVII века. Конечно, многие были отремонтированы, но совершенно новых нет. У всех — исключительно деревянные балконы, причем очень изящные, резные, тонкой работы. Все и повсюду украшено цветами. Оборудована стоянка на 200-300 автомобилей...
Свой функционал деревня сохранила полностью: это не полузаброшенный дачный поселок, а одно из самых очаровательных и стильных поселений, которые я видел. При этом больших денег от туризма деревня не получает — путешественники останавливаются там лишь на часок, чтобы погулять и полюбоваться.
Понимаете, в чем смысл? Местные жители делают все для себя и получают удовольствие. А иностранцы приезжают посмотреть, потому что знают об этом месте, им интересно. Туризм в данном случае не самоцель.