На декабрьской пресс-конференции президента РФ Владимира Путина самыми острыми вопросами пресс-конференции стали обсуждение «закона Магнитского», ответа на него российской Госдумы и изменение российско-американских отношений в связи с этим, меры по борьбе с коррупцией, а также перспективы развития отдаленных территорий России. И в этих злободневных темах как будто потерялись не менее важные для страны вопросы о развитии кавказских республик и работы в условиях ВТО и Таможенного союза. «Вестник. Северный Кавказ» предлагает читателям ответы президента именно по этой проблематике.

О ситуации на Кавказе
Что касается ситуации в Чеченской Республике, то она отличается в лучшую сторону, в Чечне совершается меньше преступлений. Это в значительной степени заслуга региональных властей, так же как и развитие экономической стороны жизни республики. Но возрождение из пепла Грозного — это огромная заслуга и чеченского народа. конечно, это было сделано не без поддержки всей России, но без прямого участия самого чеченского народа это было бы невозможно.
Что касается проблем Кавказа в целом, то сегодня количество террористических актов стало в стране в целом меньше, но все-таки они совершаются, уносят жизни людей. Это всегда трагедия.
конечно, необходимо улучшать деятельность правоохранительных органов, но все-таки на первый план выходят социально-экономические вопросы: создание новых, качественных и хорошо оплачиваемых рабочих мест. Ведь если в целом по стране у нас безработица чуть больше 5%, то на Кавказе это от 15 до 25%. И это проблема номер один. Нужно занимать молодых людей работой, давать им возможность учиться. А также продвигать современные идеи гуманизма, воспитания общероссийского патриотизма, все это вместе, уверен, принесет положительные результаты. Но это серьезная, большая и системная работа.

О миграционной политике в СКФО
Люди на Ставрополье сегодня неслучайно озабочены, я понимаю эту озабоченность. Успокоить жителей нужно более взвешенной, целенаправленной и эффективной миграционной политикой. Но надо еще посмотреть на политику местных властей, связанную с распределением имущества и земли, и я не уверен, что там все в порядке. Это первое.
Второе. Нужно, конечно, работать со всеми гражданами Российской Федерации, откуда бы и куда бы они ни приезжали. Они должны уважать обычаи и культуру тех мест и того народа, куда они приехали на постоянное жительство. Для этого нам нужно проводить активную воспитательную работу, прежде всего в тех регионах, которые являются донорами миграционных потоков, откуда люди уезжают, прежде всего по экономическим соображениям. Нужно опираться на местное духовенство, нужно опираться на местных моральных авторитетов и с помощью родителей, с помощью общественных организаций заниматься воспитанием молодых людей. Если мы будем действовать сразу по этим всем направлениям и делать это настойчиво и последовательно, то добьемся положительного результата.

О ношении хиджабов
Что касается хиджабов: вы знаете, ведь в нашей культуре (когда я говорю нашей, я имею в виду традиционный ислам) никаких хиджабов нет. Я как-то присутствовал на одном крупном мусульманском мероприятии — Международной исламской конференции. Мы являемся наблюдателями в этой организации, по моей инициативе, кстати сказать, мы туда вступили в качестве наблюдателей. Это большое собрание практически всех авторитетных людей исламского мира. Один из признанных авторитетов ислама в своем публичном выступлении неожиданно для меня вдруг сказал: «Что мы делаем? Мы запрещаем нашим девочкам и женщинам учиться, мы одеваем их в паранджу, мы сами создаем условия для того, чтобы мы отставали в своем развитии. Это ошибка, так нельзя делать». Значит, в самом исламском мире авторитеты ислама говорят, что этого не надо делать.
А мы у себя будем внедрять чуждые нам традиции — зачем? И конечно, мы все должны на это обращать внимание и прямо об этом говорить, и опираться в данном случае, конечно, на представителей традиционного ислама. как вы знаете, это бесстрашные люди, которые ценой своей жизни часто защищают идеалы, которые передаются из поколения в поколение представителями мусульманских народов Российской Федерации.

О вступлении в ВТО
Эта тема публично стала обсуждаться лишь в последнее время. Но в ходе переговорного процесса наши эксперты самым тщательным образом прорабатывали все вопросы, связанные со вступлением в ВТО. Мы готовились к этому 17 лет. И сегодня после присоединения к ВТО уровень таможенной защиты РФ составляет 9,5%. В то время как уровень таможенной защиты Украины, которая тоже не так давно вступила, — 2,7%, а евро-зоны — 2,8%. И только к 2015 году мы снизим его до 5,9%. Есть ли какие-то угрозы при работе в ВТО? Да. Есть ли плюсы? конечно, есть. И прежде всего плюсы системного характера, связанные в том числе и с созданием благоприятного инвестиционного климата. Ведь для потенциального иностранного инвестора очень важно знать, является ли страна членом ВТО или нет.
Другие очевидные плюсы связаны с неприменением к нашим экспортерам нерыночных методов регулирования и ограничение их деятельности на рынках третьих стран. Теперь мы можем обратиться в соответствующие инстанции ВТО и ставить вопросы о том, что к нам относятся недолжным, недобросовестным образом, применяют какие-то особые методы конкурентной борьбы.
Есть ли угрозы? Да, тоже есть. Где они, в каких отраслях? Их не так много, но они есть: это автомобилестроение, где у нас достаточно быстро снижается уровень таможенной защиты, в том числе в сфере производства легковых автомобилей. Но вступление в ВТО дает нам и определенные преимущества, в том числе и в этом секторе.
Приведу конкретный пример. Я совсем недавно встречался с господином Гоном, который возглавляет концерн «Рено Ниссан». Меня интересовал вопрос, связанный с социальной сферой. Я ему говорю: «В вашей компании сократили уже много персонала; и с помощью федеральных властей, и с помощью передачи на региональный уровень части социальных объектов мы разгрузили предприятие, мы дали огромные кредитные и другие ресурсы для того, чтобы держать его на плаву. А что будет дальше с трудовым коллективом?»
Он ответил: «Мы не собираемся никого сокращать — наоборот, мы будем увеличивать количество производимой автомобильной техники, мы сохраним бренд, увеличим производство». Это связано в том числе и с нашим вступлением в ВТО, и это позитивная вещь. Понимаете, с одной стороны, уменьшение тарифной защиты, а с другой стороны — такая реакция потенциальных инвесторов.
На какие еще отрасли мы должны обратить особое внимание? Производство обуви, например — там резко падает уровень таможенной защиты, сельхозмашиностроение. Но в рамках ВТО существует много инструментов, которые эффективно используются давними членами этой организации для защиты собственных интересов, и мы тоже должны научиться это делать, это возможно.