— На Северном Кавказе уровень жизни ниже, чем в других регионах России. При этом по уровню коррупции СКФО — в списке лидеров, что признают и высокопоставленные федеральные кураторы. В этой связи можно ли поверить информации о том, что руководители северокавказских республик живут в большинстве своем исключительно на зарплату?

— Необходимо учитывать специфику развития клановых обществ в регионах Северного Кавказа. Важная черта — преобладание неформальных связей и «теневых» форм взаимодействия как в политике, так и в экономике.
В данном случае статистика весьма условна и дает лишь ограниченные представления о реальной социально-экономической ситуации.
Вряд ли можно оспорить слабое развитие экономики СКФО. Сохранившиеся производства, как правило, небольшие и мало конкурентоспособные. Однако за высоким уровнем бедности могут скрываться средние по меркам Федерации душевые доходы, получаемые благодаря доходам от теневой экономики и трансфертам, осуществляемым между представителями одной семьи (клана).

— ИД «МедиаЮг» проанализировал декларации о доходах депутатов Госдумы нового созыва от Северного Кавказа. Четверо народных избранников в первой пятерке — представители Дагестана, заработавшие за минувший год от 5,85 млн до 22,9 млн рублей. Делегировать во власть бизнесменов — тренд не новый. По вашей оценке, насколько велика для СКФО реальная отдача от деятельности таких людей в Думе, Совете Федерации, других федеральных структурах?

— Определенными лоббистскими возможностями крупные бизнесмены, несомненно, обладают.
И эти рычаги влияния могут быть использованы в сотрудничестве с главами субъектов СКФО для продвижения региональных программ развития, требующих федеральной поддержки. Усилия для разработки такой программы как раз прикладывает руководство Дагестана... Центр апеллирует к социальной ответственности бизнеса, одобряя участие ряда предпринимателей в инвест-проектах на территории СКФО. Взамен неформально могут быть предоставлены политические преференции.

— Ваш прогноз: какой может оказаться реакция рядовых граждан, в том числе на Кавказе, если та часть чиновников, которая в самом деле вводит общественность в заблуждение, станет публиковать данные о реальных своих доходах? И что должно произойти, чтобы чиновники перестали хитрить, стремясь скрыть эти самые доходы?

— Ситуация, при которой чиновники существенно изменят стиль предоставления информации о доходах и обнародуют данные о значительном превышении их над ранее озвученными показателями, кажется мне маловероятной. Если бы это и произошло, не исключена была бы протестная реакция населения, в том числе с использованием методов вооруженной борьбы.
Но в целом этот сценарий на данном этапе выглядит маловероятным. Главная задача глав субъектов, в том числе в СКФО, — поддержание стабильности, и скандальные ситуации на федеральном уровне рассматриваются как повод для отставки руководителя, допустившего столь серьезные имиджевые потери. В этом ни главы субъектов, ни иные чиновники не заинтересованы.

Значительная часть жителей Кавказа скорее всего незнакома с декларациями о доходах своих руководителей.
Более приоритетными для жителей СКФО представляются другие вопросы — социально-экономического плана, затрагивающие непосредственно их жизнь.