Председатель парламента Северной Осетии — Алании Алексей Мачнев выступил в 2013 году с инициативой: помимо ученых в Совет по делам национальностей при председателе Совета Федерации должны входить представители региональных законодательных органов власти, которые уже в ходе проработки решений совета могли бы напрямую соотносить теорию с практикой. Эта инициатива наряду с другими новациями была воплощена в жизнь. Сегодня Алексей Мачнев делится с читателями «Вестника» своим видением ситуации на Северном Кавказе и в стране.

—Алексей Васильевич, вы присутствовали 12 декабря в Москве на оглашении послания президента РФ Федеральному Собранию. Каков, на ваш взгляд, потенциал, заложенный в этом документе?

— По сути, послание президента РФ — это программа действий, программа развития страны на очередной год. Как председатель парламента я обратил внимание на новый принцип формирования Общественной палаты, согласно которому представители профсоюзов должны составлять не менее половины членов палаты, предлагаемых президентом. В этой связи, скорее всего, будет принят новый федеральный закон.
Для меня еще очень важно то, что сказал президент об особом внимании к оборонной отрасли — увеличение заказов и т. д. В нашей республике имеется очень значительное количество оборонных предприятий. И для нашей экономики это крайне важный фактор, который у нас на сегодняшний день практически не задействован. Когда я услышал эти слова главы государства, я увидел перспективу. Если все наши предприятия ОПК заработают, появится от 2 до 3 тысяч новых рабочих мест и импульс для активизации научно-технического прогресса.
Как для гражданина РФ для меня был важен раздел, связанный с внешнеэкономической позицией. Президент сказал, что Россия — государство, которое может и будет отстаивать свои интересы, в том числе территориальные. И в этой связи очень сильным аргументом прозвучал президентский посыл: «Россия была, есть и будет мощным государством с огромной территорией, богатой, и никому не дано посягать на нее». Для меня лично было очень важно услышать это.

— Ровно год назад вы предложили президенту свою идею о законодательном расширении форм избрания глав субъектов Федерации. И глава государства отнесся к ней со всей серьезностью. Как вы оцениваете это событие?

— В конце 2012 года нас пригласили в Москву на заседание Совета законодателей. В работе совещания принял участие президент России. Там я внес предложение о том, чтобы субъекты Федерации получили возможность иметь второй — альтернативный — вариант избрания главы региона депутатами парламентов.
Это не догма, а возможность выбора одного из вариантов. Закон должен давать такой люфт. Президент тогда сказал, что это вопрос, который следует изучить. Затем была инициатива депутатов Госдумы РФ, и уже принят соответствующий федеральный закон. Два субъекта СКФО — Дагестан и Ингушетия — провели выборы глав своих регионов, воспользовавшись предоставленной возможностью.
17 декабря 2013 года вступили в силу поправки к конституционному закону РСО — Алания, предусматривающие процедуру избрания главы республики депутатами парламента. При принятии этих поправок не все из 70 депутатов были единодушны. Лидер фракции «Патриоты России» Арсен Фадзаев в своем выступлении сказал, что никому не навязывает свою точку зрения, и пусть члены фракции голосуют так, как считают нужным. Большая часть этой фракции поправки не поддержала. И это вполне нормально и демократично. Сегодня, на мой взгляд, в Северной Осетии — очень интересный парламент, не имеющий мономнения. Я считаю это достижением, потому что, в конечном счете, у нас по любому вопросу принимается взвешенное, учитывающее все возможные нюансы решение.

— Вы возглавляете парламент Северной Осетии немногим больше года. Как вам удается эффективно управлять структурой, включающей в себя три оппозиционные фракции: «Справедливой России», «Патриотов России» и КПРФ?

— Моя жизнь связана с парламентаризмом уже много лет. Это и работа на посту представителя главы Северной Осетии в республиканском парламенте, и на посту главы аппарата парламента. Плюс я был руководителем администрации президента и правительства РСО — Алания. Работал на промышленном предприятии в строительном тресте, затем руководителем аппарата администрации Владикавказа и в аппарате полпредства президента РФ в ЮФО в должности замначальника департамента внутренней политики, занимался межнациональными вопросами, был главным федеральным инспектором по РСО — Алания.
Конечно, весь этот опыт помогает мне руководить сегодня парламентом. Опыт приходит с каждым прожитым днем, часом, месяцем, годом... Это огромный клад, который приходит, к сожалению, уже с возрастом. И именно жизненный опыт помогает преодолеть часто свойственный молодости соблазн решения проблем наскоком, без глубокого проникновения в суть.

—Выступая на Совете по делам национальностей при председателе Совета Федерации, вы сказали, что почвы для межнациональной розни значительно меньше там, где есть стабильное социально-экономическое положение. Как эта важная для страны задача решается в Северной Осетии?

— Там, где есть более развитая экономика, есть рабочие места, у людей голова меньше забита другим. Они трудятся, зарабатывают деньги, думают, как их потратить и т. д.
А безработица всегда является благодатной почвой для экстремизма, межнациональных проблем. Когда человек не занят работой, его помыслы свободны и ими могут воспользоваться в подрывных целях.
На Северном Кавказе вопрос занятости населения стоит остро, и, решая его, мы решаем очень многие другие важнейшие вопросы. Потому что классическую философскую формулу «бытие определяет сознание» еще никто не отменил, и она работает. В рамках программы развития СКФО до 2025 года в Северной Осетии предусмотрено развитие туристического кластера, результатом чего станет ускоренное развитие всей инфраструктуры региона.

— Как вы оцениваете нынешние межпарламентские взаимоотношения Северной Осетии и Ингушетии?

— Очень позитивно. Тут присутствует и межличностный уровень. У меня очень хорошие партнерские и личные отношения с нынешним председателем Народного собрания Ингушетии Магомедом Татриевым и с предыдущим — Мухарбеком Дидиговым, который в настоящее время представляет Ингушетию в Совете Федерации. В 2012 году официальная делегация парламента Северной Осетии выезжала к нашим соседям — в Народное собрание Ингушетии. В 2013 году они посетили нас с ответным визитом.
Были встречи, обзорные мероприятия. В январе 2014 года в Ингушетии состоится заседание Северо-Кавказской парламентской ассоциации. Парламентская делегация Северной Осетии примет в работе заседания активное участие. Иными словами, у нас хорошие, конструктивные межпарламентские контакты.

— Парламент Северной Осетии является ассоциированным членом Южно-Российской парламентской ассоциации и принимает деятельное участие в ее работе. Получается, что вы не покинули ряды ЮРПА?

— Не только не покинули, но и укрепили межпарламентские связи на Юге России. В последнее время мы участвовали в заседаниях ЮРПА в Астрахани и Волгограде.

— Что бы вы пожелали жителям Северного Кавказа в Новом 2014 году?

— Жителям Северной Осетии, Северного Кавказа и всем россиянам, прежде всего, хочу пожелать мира и согласия, что особенно актуально для СКФО, где люди в полной мере познали цену этих простых, но принципиально важных вещей. А все остальное, любые созидательные задачи — развитие экономики, создание новых производств, налаживание связей — можно успешно решать лишь в рамках мира и согласия.